
Корреспондент «КП» Ульяна Бобоед - в роли грибного спекулянта: - Мал гриб, да дорог! Фото: Олег РУКАВИЦЫН
Грибы в этом году, что в прошлом гречка, — на вес золота. Цены на столичных рынках зашкаливают даже по московским меркам
И ладно бы неурожай был, засуха или заморозки. Так нет — белые под Москвой уродились: крепкие, крупные, ароматные. Корреспонденты «КП» попытались разобраться, почему цены растут как грибы после дождя, и даже сами побывали в роли лесных перекупщиков.
— Вот эти по 800 рублей, — тычет пальцем на резаные белые грибы продавщица Ленинградского рынка. — А эти дороже, потому что целые!
— Да это ж почти три килограмма мяса!
— Так их же собрать нужно, привезти… А мы везем из Гусь-Хрустального.
С кем из продавцов ни поговори, все как один утверждают, что грибы из Владимирской области. В этом году там такой урожай, хоть косой в лесу коси. Надо только знать, куда ехать.
Два часа в пробках на выезде из Москвы, еще два часа в пути — и мы на подъезде к Собинке, что под Владимиром. То, что места здесь грибные, видно сразу. У обочины на трассе череда припаркованных авто, из леса то и дело выходят довольные люди с лукошками. Только свернули по направлению к городку, пришлось притормозить — дорогу переходили местные мужики, в руках у каждого — пакет с грибами. Просто грибная лихорадка какая? то.
— А где бы нам грибочков прикупить?
— Езжайте на рынок, тут недалеко, — махнули рукой мужики, — грибов там — море.
«600 РУБЛЕЙ — ЭТО СЛИШКОМ ДОРОГО»
Развалившийся провинциальный рынок, несмотря на субботу, полупустой. На прилавках обычный набор для маленького города — зелень, картошка, закатки, дешевые шмотки, пластмассовая посуда. Покупатели толпятся в основном у колбас и сладостей.
— Уходим, то, что мне надо, я и в Москве куплю, — дергает парень свою спутницу от прилавка.
— Ага, будешь там переплачивать втридорога, — не соглашается она. Девушка права, цены здесь ниже, чем в Москве. Но вот грибы не из дешевых. Видно, что продавцы рассчитывают на столичных дачников…
Грибами местные торгуют прямо у входа на рынок. На сбитых кое-как из досок поддонах сплошь белые и подосиновики.
— Маленькое ведерко белых — 400 рублей, подосиновиков — 300, — показывает свой товар мужчина.
Грибы крепкие, красивые, один к одному.
— Сегодняшние? — интересуюсь.
— Вы ж видите, только из леса, — показывает продавец на свои резиновые сапоги.
— Если два ведра белых возьмем, по 300 отдадите?
— По 350.
— Давайте по 300, немного у вас сегодня покупателей.
Поразмыслив, продавец соглашается и насыпает пакет свежих белых грибов за 600 рублей.
Довольные выгодной покупкой (это же раза в три дешевле, чем на московском рынке!), мы уже направлялись к машине, как нас окликнула продавец ведер с соседнего ряда:
— Грибы сами собирали или покупали?
— Покупали.
— И почем? Почем-почем?! Ой-ей-ей! Быть такого не может! — Узнав цену, женщина еле на ногах устояла.
— Что, очень дорого?
— Мы тут за грибами сами ходим. С сыном возле дома за полчаса такой пакет насобираем. 600 рублей — что вы!

Как растет стоимость белых грибов по пути в Москву
ПО ДОРОГЕ В МОСКВУ ПЕРЕПРОДАЮТ ДВА РАЗА
Но если местные от таких цен на белые и подосиновики падают, то где тогда все дешевые грибы, которые в лесу хоть косой коси? Продукт скоропортящийся, неделю покупателя ждать не станет.
Оказалось, грибные места уже давно облюбовали спекулянты.
Деревенские грибники уходят в лес ранним утром, лишь только рассветает. А к 10 часам уже спешат в ближайший райцентр, где автобусы из дальних углов района на машинах встречают перекупщики.
И цены здесь совсем другого порядка. В Судогде москвичи оптом берут у местных маслята по 6 (!) рублей за килограмм. И, что удивительно, им продают! Местные мужики готовы за бутылку добежать до леса, благо грибов в нем — как сосновых иголок. Белые отдают оптовикам по 50 — 100 рублей за килограмм. Их стоимость зависит от погоды и даже степени опохмела торговца.
Семьи, которые специализируются на грибах, за сезон зарабатывают по 60 — 70 тысяч. Для жителей деревень это нередко основной источник дохода. Сколько зарабатывают перекупщики, даже представить сложно. По дороге в Москву грибы оптовики перепродают еще раз — дары природы сбывают тем, кто занимается торговлей на столичных рынках. А они, конечно, еще раз накручивают цены. Получается, во Владимирской области белые покупают по 50 — 100 рублей за кило, а в Москве их уже продают по 800 рэ, так стоимость грибов вырастает аж в 8 — 15 раз! Пожалуй, это даже выгоднее, чем российским газом в Европе торговать.
- Какие цены на грибных местах
ПРИБЫЛЬ — 150% ЗА ДЕНЬ
Те местные жители, которые не хотят делиться прибылью с «перекупами», сами выходят торговать на трассу.
— Мы семьей на грибах зарабатываем, — не скрывает местная жительница Светлана. — Муж собирает грибы, а я продаю.
Вообще трасса в грибной сезон превращается в сплошной рынок. Торгуют у любого перекрестка. И с каждым километром в сторону Москвы цена растет, как курс доллара в кризис.
Не успели мы и двадцати километров отъехать от Собинки, как на дороге появились первые торговцы. Продавец, заспанный парень в грязной майке, лениво выбрался из припаркованного авто.
— 1000 рублей за тазик, — показал парень свой товар. Белых, к слову, в тазике умещалось меньше, чем в двух ведрах, купленных за 600 рублей. И выглядели они уже очень помятыми.
Еще через километров двадцать за маленькое ведерко белых нам предложили заплатить 500 рублей.
Чем ближе к Москве, тем выбор грибов меньше. Продают в основном подосиновики. Белые же предлагают как большой деликатес — кучками по 5 грибочков.
— 150 рублей за кучку. Свежие грибы, дети только из леса принесли, — нахваливает свой товар женщина, которая торгует дарами природы за 70 километров от столицы.
Это ж какой навар! У нас таких грибных кучек в багажнике как минимум 10 наберется, купленных всего за 600. Полторы тысячи, между прочим, а это 900 рублей прибыли, то есть 150% за день… Пора продавать наши грибочки!
«САМИ КУПИЛИ, САМИ И ЕШЬТЕ»
Свои два ведерка белых, купленных на рынке, мы выставили на продажу на обочине трассы километрах в 45 от столицы. Работа у грибных спекулянтов не из легких. Ветер, дождь, шум от авто — за три минуты мимо проносится сотня машин. Через 15 минут замерзли так, что не могли разговаривать. Мы с грибами уже покрылись дорожной пылью, а хоть бы кто остановился!
Первый покупатель появился лишь спустя минут сорок, к тому моменту мы, неопытные перекупщики, грибы были готовы отдать бесплатно.
Интеллигентная дачница в возрасте, с букетом астр в руках, осмотрела товар.
— Уж больно красивые у вас грибочки. Сколько стоят?
— 500 рублей ведерко, — попытались мы заломить цену. Сработало! Женщина, готовая заплатить чуть ли не в два раза дороже, чем платили мы, потянулась за кошельком.
— Хотя знаете, забирайте за 300, все-таки вы сегодня первый покупатель, — не выдержали мы роли спекулянта.
Второе ведерко с белыми решили везти на рынок в Москву — там точно заработаем. На Тимирязевском бабушки торгуют белыми прямо в проходе. Цена — 400 рублей за семь-восемь грибочков.
— А целое ведерко возьмете за такие деньги на продажу? Все что заработаете — ваше, — предложили бабушкам выгодную сделку.
— Да кто ваши грибы знает, что вы нам тут подсунете, — отказались от навара женщины, которые, видимо, хорошо понимают, где найти грибы подешевле. — Сами купили, сами и ешьте!
И съели. Зря отказались, между прочим. Грибочки из Собинки оказались знатными.
Ульяна БОБОЕД, Ольга МЕДВЕДЕВА, Александр ОРЛОВ («КП» — Владимир»)
Источник: Комсомольская правда
Вернуться на главную страницу